В этой короткой заметке речь пойдет о серии интересных советских фискальных марок, которые были приобретены автором в составе небольшой коллекции в начале 90-х годов. Это т.н. зрелищные марки. >>>
У филателистов популярно такое увлечение - собирательство конвертов, почтовых карточек и прочих т.н. цельных вещей. Что-то подобное наблюдается и у эрринофилистов.
>>>
Выставочные марки Российской империи, пожалуй, наиболее красочные и впечатляющие из прочих непочтовых марок. Рекламная кампания у выставок проводилась достаточно широко, и выпуску своих марок некоторые организаторы придавали особое значение. Какие и для чего выпускались выставочные марки?
Выставки в России получили широкое распространение, начиная со второй половины 19-го века. Считается, что старт выставочному делу в России дал Николай I, который повелел в 1837 году спланировать путешествие по стране своего наследника (будущего императора Александра II) с организацией для него ознакомительных выставок в губернских городах. Справедливости ради отметим, что регулярные крупные ярмарки, проводимые по всей стране и до того, и после, выполняли по сути и роль тех же самых выставок - очевидцы не раз отмечали, что на них съезжалось немало желающих именно "поглазеть".
Тем не менее, об организованной форме проведения выставок в России стало можно говорить только после того как Министерство Государственных Имуществ разделило страну на семь округов и обязало крупные города каждого округа регулярно проводить соответствующие выставки.
Выставки были самого различного свойства: промышленные, сельскохозяйственные, художественные, и они привлекали огромное внимание публики. Коммерсанты и предприниматели быстро смекнули, что это прекрасная возможность отрекламировать свой товар или продукцию. Раздавались брошюры, листовки, проводились лекции и демонстрации.
Однако вот что интересно: выставки сами нуждались в рекламе. Дело в том, что их проведение было затратным делом, так одна из Екатеринославских выставок имела прямых расходов на 562 тыс.рублей. Организаторы нуждались в максимальном привлечении как участников выставок, так и посетителей. Вот этому и способствовала реклама, образцы которой мы можем наблюдать и поныне в своих коллекциях.
В этой заметке мы более сконцентрируемся на т.н. рекламных выставочных марках царского времени, однако стоит отметить, что выставки готовили в обязательном порядке и крупноформатные плакаты, и листовки, и карточки. Для этого привлекались лучшие художники и оформители тех лет. Активный акцент на рекламу выставки свидетельствовал о грамотном подходе по её организации и проведению, что не могли не оценить будущие арендаторы павильонов.
Если с плакатами и листовками, рекламирующими выставки, всё более-менее понятно, то для чего служили марки, по своей форме и наличию зубцов соответствующие набиравшим тогда распространение почтовым маркам? Имеется немало свидетельств, что марки активно клеились на конверты и карточки, отправлявшиеся по почте - об этом говорят почтовые штемпеля, изредка встречающиеся на этих марках, и почтовые отправления, украшенные выставочными марками. Вполне возможно, что этими марками могли быть увенчаны и коммерческие счёта/договора/квитанции тех коммерсантов, кто принял участие в выставке.
Так или иначе понятно, что выставочные марки - это, в первую очередь, рекламные марки. Их задача не только продвигать конкретную выставку, но и служить напоминанием того, что подобная выставка будет проходить и в будущем.
Следует отметить, что наши марки стали выпускаться в основном в первые два десятилетия 20-го века, ранее того известны лишь единичные экземпляры. Расцвет промышленности и сельского хозяйства, который связывается со столыпинскими реформами, получил отражение и в выставочных марках. Естественно, что преуспевали в их выпуске промышленно развитые центры - Москва, С-Петербург, Варшава. При этом нетрудно заметить, что большинство выставок были посвящены сельскому хозяйству и индустрии, что не удивительно - такие выставки являлись наиболее распространёнными по России и востребованными её хозяйством.
Стоит отдельно выделить выставки художественного плана, выпускавшие свои марки. Так известны, к примеру, художественно-промышленные выставки в С-Петербурге (1882г.), Н-Новгороде (1896г.) и Одессе (1910г.), а также промышленно-промысловая выставка в Лодзи (1912г.). На них немалый акцент делался на изделия народных промыслов. В своём роде уникальной была выставка скульптуры в Риге (1912г.), а также Строительно-художественная выставка об-ва гражданских инженеров в столице Империи (1906г.).
Следующим типом, отличным от предыдущих, являются выставки, пытавшиеся отразить прогресс в той или иной узкой области деятельности. На марках получили отражение Техническая выставка в Варшаве (1913г.), Фотографическая выставка (1912г.), 4-я Международная автомобильная выставка и выставка "Модный мир" (1913г.) в С-Петербурге.
В своём роде особеннной была 1-я выставка польских марок, состоявшаяся в Жещуве (территория нынешней Польши), отметившаяся серией из 5 марок.
Обратимся к художественной стороне миниатюр. Выставочные марки, как правило, выполнены красочно и со вкусом. Они сильно отличались как от фискальных марок, так и от почтовых. В этом плане они были близкими аналогами классических рекламных марок России, дизайну которых уделялось коммерсантами самое тщательное внимание. Часто прослеживается общность дизайна марки и рекламного плаката, выпущенного к данной выставке.
Интересно то, что на некоторых марках получил отражение стиль "модерн", завоевавший популярность в те далёкие годы и часто использовавшийся в рекламной продукции. Другие выставочные марки, скорее, можно причислить к представителям русского стиля дизайна. В любом случае, дореволюционные выставочные марки довольно сильно отличаются по стилю от послереволюционных.
Что же до последних, то рассказ о них, увы, не входит в план статьи, коснёмся этой лишь коротко. Выставки советского времени, которые отметились марками, в целом немногочисленны. Относительно хорошо была отражена в полиграфии Всероссийская сельско-хозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. ()
Также за пределами нашего рассказа остаются особые фискальные марки - марки Нижегородской ярмарки. Дадим лишь иллюстрацией паспорт, где эти марки применены в качестве городского сбора за пребывание. ()
Стоит также отметить пару зарубежных выставок, которые сочли нужным выпустить красочные марки с русским текстом для рекламы своих мероприятий - это выставка в Барселоне (1912-1913 гг.) () и выставка печатного дела и графики в Лейпциге (1914г.) (). В перечень русских выставок, по понятным причинам, мы их не включаем, как, впрочем, и марки Парижской всемирной выставки 1900 года, посвященные участию русской стороны в ней.
На прощание хотелось бы обратить внимание на только что упомянутый выпуск выставочных марок в Лейпциге. Характерно, что марка одного и того же дизайна была выпущена на разных языках (включая русский), но на русском была также выпущена отдельная агитационная марка с призывом к нашим полиграфистам принять участие в выставке. () Марка это крайне редка.
Заметки по отдельным выставкам
КИЕВСКАЯ ВЫСТАВКА 1913г.
Эта выставка заслуживает наибольшего внимания по той причине, что именно ей было посвящено самое крупное число выставочных марок. Так, по каталогу Марковича насчитывается 8 типов рисунков марок с вариациями по цветам, которых можно насчитать до восемнадцати (количество основных цветов, видимо равно восьми). Текст на этим марках может встречаться на трёх языках: русском, французском и немецком. Самый редкий тип - марки с портретом одиночной украинки, известные пока только в двух цветовых решениях. Далее идут три типа, посвященные отдельным секциям выставки - спортивному отделу и отделу конезаводства, принадлежащие им марки встречаются также нечасто. Все остальные типы - это, так скажем, марки с архангелами и девушками в национальных русских нарядах.
Стоит отметить, что упомянутый спортивный отдел был новшеством для выставок тех лет. Дело в том, что в Киеве в то лето состоялась 1-я Всероссийская олимпиада, частично использовавшая и площадки киевской выставки, для которой она являлась сопутствующим мероприятием. Справедливости ради стоит заметить, что несмотря на хорошую подготовку и рекламу, эта выставка не принесла искомых доходов организаторам.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА В ОДЕССЕ 1910г.
Полное название этого мероприятия звучит так: фабрично-заводская, художественно-промышленная и сельскохозяйственная выставка. Она собрала 1500 экспонентов и стала историческим событием для славного города, о котором одесситы ещё долго писали в своих воспоминаниях. Выставке в Одессе было посвящено немало сопутствующего материала: плакаты, открытки (), марки и даже жетон-значок (правда с датой 1911г., когда выставка была продолжена). Сохранился и вид входного билета.()
Что касается марок, то известны две серии, первая из которых воспроизводила на марке рекламный плакат и имела два типа текста - русский и французский. Цветовых вариантов марок этой серии насчитывают пять против четырёх во второй серии, на которой изображена женщина с шестерёнкой. Однако вопрос о пятом цвете далеко не однозначен, коричневый цвет фона, который считают пятым типом мог быть вариантом насыщенного желтого цвета. В итоге мы имеем для обоих выпусков четыре основных цвета фона: красный, синий, зелёный и жёлтый.
НЕДЕЛЯ ФИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ХЕЛЬСИНГФОРСЕ 1913г.
Это мероприятие в своё не получило особо сильного освещения в прессе, однако оказалось весьма интересным для ведущих финских компаний, которые согласились на использование своих названий на выставочных марках. Такой подход, по сути, был уникальным. Обычно либо рекламировалась сама выставка, либо компании выпускали свои собственные марки, которые, без сомнения, могли попасть и на выставочные стенды.
Тем не менее, благодаря выпуску финских выставочных марок мы имеем представление о тех, кто принимал участие в той неделе промышленности. Наиболее нам сейчас известна компания FAZER, которая на марках была обозначена вместе с именем основателя - "Karl Fazer". Вот перечень прочих организаций, которые также отметились на марках: Финская фабрика пил, Федерация местных промыслов, Лига надомных работников, компания "Лехтинен и Софронов" в Рауме. Возможно, что данный перечень не полон.
ЮЖНО-РУССКАЯ ОБЛАСТНАЯ ВЫСТАВКА В ЕКАТЕРИНОСЛАВЕ 1910г.**
Эта выставка отмечалась как вполне успешная и привлёкшая обширное внимание. Достаточно сказать, что ряд павильонов сохранялся и в советское время. Сельскохозяйственная направленность выставки обеспечила высокий интерес публики со всего юга России, а качественная подготовка и грамотное оповещение (сейчас бы мы сказали - маркетинг) позволили вывести мероприятие на образцовый уровень. Свою лепту здесь внесли и марки выставки.
Местная пресса отразила, кстати, факт выпуска марок: "… постановлением Распорядительного комитета Южно-Русской областной выставки, было решено изготовить большие художественные плакаты, выставочные марки и открытки. ... Выставочные марки были двух изданий. Первая их серия вышла в количестве 50000 штук трех цветов..." Отметим, что первая серия (типография А.Левенсона) была на русском, французском и немецком языках. 50 тысяч марок первого выпуска - небольшое число, вследствие этого марка 1-го издания (без точных дат выставки) - редка. Вторая серия (с датами и в двух цветах) встречается гораздо чаще. Наконец, имел место пробный выпуск (тип. Э.Строда), который вследствие крайне ограниченного числа отпечатанных марок встречается крайне редко.
** - автор благодарит А.Ивахно (Украина) за предоставленные сведения по данной выставке.
4-я МЕЖДУНАРОДНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ВЫСТАВКА в С-ПЕТЕРБУРГЕ 1913г.
Из множества столичных выстовок, отличившихся выпуском марок, остановимся только на одной. Но зато какой! Выставка автомобилей в Михайловском манеже впервые открылась в 1907 году. Зачин был положен французским журналом L'Auto, который активно пропагандировал автовыставки в европейских странах, и российские верхи охотно поддержали эту идею. Выставки прошли, помимо 1907-го, в 1908, 1910 и в 1913 годах и немало сопсобствовали развитию автомобилизма в городе (интересно то, что, к примеру в 1911 году Петербург имел в два раза больше авто, чем Москва - 1158 против 654 машины).
Однако только последняя выставка подарила нам две довольно необычные марки с одной темой, но на русском и французском языках. Довольно странно, что не было немецкой версии, ведь как свидетельствовали очевидцы: "Первое место занимает Германия, второе - Франция, и последнее - Россия, которая имеет только две автомобильные фирмы" - /Петербургский Листок, 1913г./
Марки этой выставки сделаны были, как сейчас бы выразились, очень стильно. Довольно тонкая, эффектная графика при одноцветном дизайне. Изображение женщины в русском наряде (что довольно характерно для рекламы тех лет), держащей флаги нескольких наций (Германии, Англии, Америки, России). Стоит отметить, что французского флага (вторая по представительности на выставке страна) попросту нет!
Отпечатаны марки обоих типов были на двух разных бумагах - обычной и толстой, так что можно считать, что выставка выпустила в итоге 4 марки. Марки на толстой бумаге встречаются ощутимо чаще.
ВЫСТАВКА ПРИАМУРСКОГО КРАЯ 1913г.
Довольно крупная выставка, состоявшаяся в Хабаровске и насчитывавшая 44 павильона. Как заявлял один из организаторов - выставка позволяла "осмотреться кругом и подвести итоги тому, что дает Приамурский край, что он имеет и чего ему не достает". Характерной особенностью выставки было чрезвычайное внимание к уровню и тщательности подготовки: к примеру, архитектура павильонов поражала своим творческим подходом, разнообразием стилей, к месту проведения была проведена собственная ж/д ветка, был разбит парк и построен ряд развлекательных мест. Не отставала и полиграфическая продукция. ()
Очень качественно был проработан и дизайн выставочных марок. Их было выпущено два типа со схожим рисунком, но отличавшихся размерами. Эти марки, пожалуй, являются самыми стильными и красивыми среди русских выставочных марок.
1-я ВЫСТАВКА ПОЛЬСКИХ МАРОК в Жещуве
Последней выставкой, которую бы хотелось упомнуть, является в своём роде уникальная для дореволюционной России выставка польских марок. В 1908-м году в небольшом городке Жущув, находившемся на территории тогдашней Австро-Венгрии, было организован Союз международных филателистов, который принял решение пропагандировать своё увлечение путём передвижной выставки марок. В честь которой, естественно, и было осуществлено издание серии крайне редких теперь выставочных марок.
В 1911-1912 годах (как и отмечено на марках) выставка посетила несколько польских городов, что немало способствовало распространению увлечения филателией, включая и часть Польши, принадлежавшей российской Империи. Ну а эрринофилам досталось 5 разноцветных марок с изображением гураля (польские горцы, жившие в Татрах). Хотя, положа руку на сердце, стоит сказать, что марки получились крайне невразумительные из-за того, что формат марок выбран очень скромный, что "сьело" множество мелких деталей.
Перечень выставок, выпускавших марки и их отдельные иллюстрации
8-29 сент. 1912 Астрахань
2-я городская выставка садоводства и полеводства
11 июля - 25 сент. 1910 Екатеринослав
Южно-русская областная выставка
Июль - окт. 1897 Киев
Сельскохозяйственная и промышленная выставка
1904 Киев
Областная выставка животноводства и сельского хозяйства
1913 (1914) Киев
Всероссийская фабрично-заводская, сельскохозяйственная, торгово-промышленная и научно-художественная выставка
1908 Либава
Летний фестиваль
Май - ноябрь 1891 Москва
Средне-азиатская выставка
20-25 сент. 1912 Москва
Холодильный отдел на 1-й всероссийской выставке по овцеводству