|
ЧУДИКИ И ДИЛЕРЫ
Мир коллекционирования интересен не только самими объектами этого самого коллекционирования. В нём живейшее и важнейшее участие принимают люди. Причём, люди самые разные, и, зачастую, достойные пристального внимания не в меньшей степени, чем иная редкая монета или значок.
Коллекционеры - это вообще люди особые. Недаром они вызывают иной раз снисходительные улыбки и усмешки. А среди них есть две особые категории, на которых, буквально, и держится мир современного коллекционирования. Первая из них носит ироничное название "чудики". Это люди, одержимые той или иной необычной склонностью и готовые платить за это буквально всем, что имеют. Естественно, далеко не все окружающие это понимают и воспринимают. Особенно жёны. Действительно, как можно отдать ползарплаты за никчемный кусочек бумаги, заляпанный старой краской?
Вторая категория, конечно, вряд ли бывает частым объектом шуток. Их зовут дилеры. Это люди, которые зарабатывают на перепродаже предметов коллекционирования. Они настойчивы, обладают большими знаниями рынка и, главное, имеют прекрасно налаженные контакты с теми самыми чудиками. Потому что весь их бизнес и зависит от категории людей, готовых платить много и очень много.
По сути, рынок коллекционирования и стоит на плечах этих двух групп людей. Без чудиков дилеры бы не зарабатывали достаточные для жизни деньги, а без дилеров чудики бы быстро утратили свой интерес к коллекционированию, так как мало кто из них готов без конца бегать по "блошиным" рынкам и ходить на каждую встречу клуба коллекционеров.
Я вспоминаю один свой визит к одному удивительному и забавному человеку по имени В., который отличался и отличается всеохватностью своих интересов в коллекционном деле, а также готовностью прилично платить за любую "красоту". Пока я смотрел интересующую меня часть коллекции (а это заняло пару часов), ему на телефон с предложениями позвонили три или четыре раза. Можно представить, сколько звонков дилеры ему делают в день или неделю!
Чудики как раз, кстати, и отличаются тем, что готовы заплатить за то, за что 99% других коллекционеров не отдали бы и пятак. Они что-то видят. И самое удивительное, что иной раз видят то, перед чем будут преклоняться следующие поколения. Недаром многие музеи были основаны на коллекциях чудиков прошлых веков, которые кропотливо собирали и систематизировали самые удивительные вещи. Вспомнить того же Бахрушина! Какой прекрасной подборкой по театральной жизни прошлых веков мы ему обязаны теперь.
Но вернёмся к дилерам. Отнюдь не следует считать, что это акулы наживы и оголтелые спекулянты. Именно эти люди основывают антикварные и букинистические лавки, ведут или способствуют каталогизации предметов коллекционирования, популяризируют саму идею коллекционирования. Дилеры зарабатывают исключительно благодаря своим знаниям, настойчивости и чутью. Опять же 99% людей пройдут на рынке мимо почерневшего кувшинчика, но лишь дилер намётанным глазом определит в нём то, что оценит тот или иной чудик, и спасёт кувшинчик от переплавки. А потом выяснится, то это предмет обихода 17-го столетия невесть как сохранившийся до наших дней.
Настоящий дилер вообще должен иметь отличный нюх. Даже если он не знает того, кого бы мог заинтересовать подобный предмет, он должен быть способным понять весь его потенциал на рынке. Для кого-то в букинистическом магазине лежит лишь кипа старых бумаг, но именно дилер должен уметь разрыть в ней жемчужное зерно. Причём, это может оказаться редкий автограф знаменитого человека прошлых лет или же красивый документ с редкими печатями. Всякое может случиться.
Рассказывая о подобных людях нельзя не упомянуть ещё об одной забавной категории. Это непрофессионалы, которые приходят к коллекционерам с целью продать какой-то пустяк за безумные деньги. Скажем, завалялась в сундуке старая марка с портретом царя, да ещё на ней написано, что ходит наравне с серебряною монетою, вот эту марку вытаскивают и бегут продавать за многие тысячи рублей. Нынешние интернет-аукционы и форумы завалены такими предложениями. Коллекционеры смеются над такими простофилями, однако, как известно, каждая улыбка немного продлевает жизнь.
Завершая короткий рассказ о чудиках и дилерах, следует заметить, что это знаковые фигуры. Знаковые фигуры рынка. Первые - это так называемые конечные потребители товара, как правило, на них товар надолго прекращает свой путь, вторые - это типичные агенты рынка, которые возникают везде, где надо свести товар, продавца и конечного покупателя в единую цепочку. На этих фигурах базируется экономика рынка коллекционирования. Именно они определяют уровни цен на группы редких предметов. И именно они поддерживают жизнь и вращение этого самого рынка.
|