От автора: "Пожалуй, это одна из лучших статей, которые удалось написать. Первая мировая - это разлом европейской цивилизации и марки неожиданно прекрасно отразили это..."
>>>
В этой короткой заметке речь пойдет о серии интересных советских фискальных марок, которые были приобретены автором в составе небольшой коллекции в начале 90-х годов. Это т.н. зрелищные марки. >>>
В этой заметке хотелось бы повести речь о непочтовых членских марках в достаточно узком разрезе - их применении по отношению к членским билетам. Что мы знаем об этом? Какие марки применялись? Как?
За пределами обзора останутся паспорта, учётные карточки и книжки, марки пошлины на билетах и многое другое. Это область отдельных исследований, там тоже много всего интересного. Мы же пока постараемся разобраться в том, что рассказывают нам членские билеты с оплатой сборов марками.
Сама идея оплаты членских сборов марками пошла, конечно, из опыта применения фискальных марок. Действительно, с помощью марок можно было решить, как минимум, проблему учёта финансовых поступлений, ведь в случае если сбор фиксировался штампом или простой записью, то однозначно непонятно было то, сколько же поступило денег. А на марках есть номинал, и марки выпускать способна была только типография.
Первые марки учёта членских сборов появились ещё до Октябрьской революции. Видимо, ими оказались марки политических обществ, выпущенные в год первой революции (1905г.). Известны членские марки Партии правового порядка (номинал 20к.) (), Союза Русского Народа (5к.), партии эсеров (без номинала). Чуть позже к выпуску членских марок присоединились профсоюзы. В 1908г. Союз рабочих по обработке дерева выпустил марку в 30к. Далее где-то предположительно в 1910-1911г. Союз рабочих по металлу и Профессиональное общество работников графических искусств Санкт-Петербурга, а в 1914г. - Саратовский союз деревообделочников выпустили по своей членской марке, правда, ещё без номинала.
Дело, как говориться, пошло. Профессиональный союз рабочих парикмахеров Петербурга порадовал в 1914 году марками двух крупных номиналов 3 и 5р. Членские марки до революции выпускали кожевники, работники цирка и варьете, приказчики (!), табачники и мн.другие. Билеты с подобными марками практически не сохранились сейчас или являются уникальными.
По правде сказать, настоящий расцвет членских марок и билетов всё же пришёлся на двадцатые-тридцатые годы советской власти. Профессиональные союзы были полностью узаконены, а в дополнение к ним стали плодиться бесчисленные общества принудительно-добровольного толка. Во-многом, именно идее охвата масс различными организационными формами внерабочей деятельности мы обязаны изобилию коллекционного материала по этой теме.
Обрисуем несколько основных направлений выпускавшихся членских билетов тех лет. Во-первых, это профессиональные союзы. Практически, каждый профсоюз заказывал членские книжки, в которых мы теперь обнаруживаем огромную вариацию всевозможных членских и сопутствующих марок. Во-вторых, оборонные организации и близкие к ним. Это ОДВФ, Доброхим, РОКК, Автодор, Всерообпом и т.д. В-третьих, нельзя забыть две важные политические организации - ВЛКСМ (РКСМ) и ВКП(б) (РКП), они также (пусть и не щедро), но порадовали выпусками непочтовых марок. В-четвёртых, интернациональные организации, тот же МОПР. В-пятых, общественные организации от общества "Друг детей" до общества "Долой алкоголизм!", минуя такие уникальные как общество пролетарского туризма, друзей радио и др. Чуть позже появились (вместе со своими марками) такие весьма массовые организации как Добровольное пожарное общество, ОСВОД, охрана памятников истории и культуры.
Итак, чего только не было среди организаций и обществ. Однако объединяло их всех одно - желание стабильно собирать членские взносы на своё существование. Именно для этого ими и выпускался тот вид непочтовых марок, о которых мы ведём речь, - марки членских сборов. Отметим важную особенность этих марок: они были миниатюрны, подчас настолько, что и не разобрать - чего там на них написано. Членским маркам нередко сопутствовали корешки, которые либо наклеивались на членскую учётную карточку, либо неведомым образом оказывались на членском билете. (). Бывало так, что на билет наклеивали и марку, и корешок. Конечно, это было против правил, суть корешка всё же - это возможность учёта со стороны: заплатил ли все взносы член союза, правильно ли перечислили деньги в головную организацию.
Ранее, в статье про профсоюзные марки упоминалось глобальное сведение всех видов профсоюзных членских марок к единым маркам в 1932 году. Это сразу перечеркнуло ощутимое количество типов членских марок. () Обратимся к тому, что издавалось до этого события. Вот как выглядел билет с марками союза пищевиков. (). Обратим внимание на то, что перед нами дополнительный вид марок - марки в фонд безработного. Такие марки помимо пищевиков выпускали Московский и Уральский отделы Всеработземлеса, а также Профессиональный союз работников сельского и лесного хозяйства Азербайджана. Некоторые другие профсоюзы специальные выпуски не делали, а включали в свои серии марки вида "БЕЗРАБОТНЫЙ", а также "БОЛЕН". (). Но большинство союзов обходились записью от руки или штемпелем с соответствующей надписью. ().
Обратимся к политическим организациям советского периода. Если комсомол принял, в конце концов (в 1924 и 1926 гг. было всё же два выпуска), решение с членскими марками не возиться, то партия большевиков отличилась целым рядом интересных выпусков. (). Выделим особо несколько серий Ленинградского обкома ВКП(б), выпущенных со сходными клише на бумаге разных типов. Почему допускалось долгие годы использование этих марок на узкой территории, в то время как вся остальная страна платила взносы "по штампикам" - загадка. Возможно, это был затянувшийся эксперимент. () Марки эти весьма популярны у собирателей и относительно многочисленны.
Вернёмся к комсомолу. Если там было быстро прекращено использование марок членских взносов, то это не значит, что марок на комсомольских билетах больше не было вообще. Существовала практика сбора т.н. шефских и интернациональных взносов, которые отмечались соответствующими марками. Эти марки носили погодовой характер, что позволяло их спокойно наклеивать в билеты, не рискуя залепить все страницы. Выделялись на особом типе билетов даже специальные страницы для этого. (). Отметим, что на приведённом примере комсомольского билета в качестве интернационального взноса использовались марки МЮД - Международный Юношеский День, выпускавшихся по 1938 год и имевшие номинал 10к. Марки второго типа взносов, шефского в 20к. выпускались по 1940г. В 1941г. выпустили объединённую шефско-интернациональную марку номиналом в 30к (10+20к), а с 1943 снова вернулись к чисто шефским маркам, но номинал так и оставался 30к. То есть, по причине падения градуса интернационализма во время Отечественной Войны от интернационального взноса просто отказались. Возвращаясь к маркам МЮД: не исключено нахождение недостающих марок МЮД 1939 и 1940г.
Как известно, в СССР был ещё один специализированный союз c шефскими марками - это МОПР, отличившийся выпуском огромного числа марок и виньеток. Членские билеты МОПРа не редки, однако собрать все членские марки МОПР крайне трудно, потому что насчитывается несколько десятков выпусков этих марок, включая республиканские. (). Кстати, другое сходное интернациональное общество - это КИМ, но марок там было выпущено очень мало.
Чтобы закончить с темой интернациональных марок, вспомним ещё такой необычный союз как Союз Воинствующих Безбожников (СВБ). Помимо марок вступительного сбора и членских здесь известны также и марки в пользу Интернационала пролетарских свободомыслящих. () Для этих марок в членских билетах СВБ прямо оставлялось поле "Отметка об уплате интернационального взноса".
Перейдём ещё к одной интересной странице: членские взносы военно-оборонительных организаций. История ОДВФ-Авиахима-ОСОАВИАХИМа-ДОСААФа была немного затронута ранее на нашем сайте. Отметим ряд интересных моментов. Во-первых, для ОДВФ известен лишь один выпуск членских взносов - отделения Северо-Западной области (плюс этот выпуск с надпечаткой). Для Авиахима - также только один. Лишь с появлением Осоавиахима начались регулярные выпуски вступительных и членских марок. Кстати, обратите внимание, что на приведённом билете Осоавиахима имеется лишь марка вступительного взноса, членские же взносы отмечались там записью и росписью, что, впрочем, не было редкостью и для других обществ. ()
Со временем Осоавиахим распался на ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ () (а потом всё объединилось в ДОСААФ, кстати). Все три сообщества имели свои марки и членские билеты. Отметим, что на билетах можно было наблюдать довольно разнообразные сочетания марок, ДОСАВ и ДОСАРМ () или ДОСАРМ-ДОСААФ, к примеру (). Стоит отметить редкость и марок и членских билетов ДОСФЛОТа и ДОСАВа, всё-таки наибольший охват населения из трёх обществ имел ДОСАРМ.
Как отмечалось выше, в конечном итоге, наследником военно-оборонительных сообществ стал ДОСААФ. Что любопытно - марки ДОСААФ за недолгий период претерпели определённые метаморфозы: в какой-то период вообще членские взносы отмечались карточкой, марки из маленьких стали большими, а потом снова чуть уменьшились. Стоит иметь в виду, что у этих марок были парные номиналы 10к и 30к. Первый из них - детский, он встречается ощутимо реже второго. С детскими номиналами можно встретиться и в случае других обществ и союзов.
Хотелось бы упомянуть ещё одно очень любопытное общество, отметившееся и членскими билетами, и марками. Это АВТОДОР. Спецификой этого общества было то, что его членами становились те, кто так или иначе был связан с автомобилями или автострадами. Понятно, что до войны таких людей было очень немного, что определило редкость и марок, и билетов. Однако и сами билеты, и марки довольно любопытны - на них изображались различные средства передвижения. ().
Немного отойдём от темы статьи. Существовал особый вид членских книжек, марки в которых не являлись полноценными членскими взносами, что стоит иметь в виду. Это книжки различных потребительских сообществ, РайПо, ОРСов, З.Р.К. и т.п. Наклеенные в них марки отмечали паевые взносы, которые довольно близки к членским, конечно, однако имели иную специфику. В этих книжках, кстати, можно встретить и контрольные марки, которые несли свою функцию учёта/контроля. ()
Как отмечалось выше, в членских билетах также можно встретить марки пошлины. Как правило, они имели одноразовый характер. Иногда марки членских взносов имели вид благотворительных или фискальных марок, причём не имея под рукой членского билета с этими марками отнести эти марки к членским довольно трудно ().
Теперь поведём разговор о спортивных сообществах. Широко известны марки ДСО номиналом в 30к., которые универсально применялись практически для всех сообществ. Однако ряд из них добился права выпускать свои особые марки. Это общество ДИНАМО (известны несколько выпусков с 1935 по 1961г.) (), общества СПАРТАК и ЛОКОМОТИВ (по два выпуска в 50-ых годах). Наиболее часто встречаются динамовские марки, а вот марки двух других обществ - редки. ()
Наиболее трудной темой в членских марках являются региональные выпуски. Мы знаем о марках УкрАвтодора, Аерохема и Тсоавияхема УССР, Освода БССР, ГрузОЗЕТе, о региональных марках охраны памятников истории и культуры и т.п.. Однако сколько, по всей видимости, ещё предстоит открыть. Достаточно вспомнить недавнюю историю с марками армянского общества О.Д.Н. ("Долой Неграмотность"): неожиданно у одного из международных дилеров появились серии и четвертинки листов с этими марками, которые до того не были широко известны. Также обнаружился один билет с данными марками, что позволило увериться в легитимности данного выпуска. Не исключено, что существуют, быть может, в единичных экземплярах и другие региональные редкости.
Сложной темой для собирателей членских марок и билетов являются даже, казалось бы, простые выпуски охраны памятников истории и культуры и охраны природы. Благодаря изобилию выпусков и ряду номиналов в каждом собрать более-менее полную их коллекцию крайне сложно. И чего уж говорить о членских билетах! ()
В заключение стоит сказать, что членские марки по своей сути - это "золушки" коллекционирования непочтовых марок благодаря своей невзрачности и массовости, однако это не делает их собирание менее интересным. Членские марки и особенно билеты несут на себе часть живой истории нашего общества 20-го века. Благодаря ним мы можем узнать об интересах людей прошлых лет, их зарплатах, общественных обязанностях. Они касались каждого гражданина страны. Старики до сих пор вспоминают как их в детстве обязывали приносить деньги на марки Осоавиахима, а их сыновья и внуки прекрасно помнят сборы Красного Креста в школах и на предприятиях. Кто-то ещё совсем недавно делал взносы во Всесоюзное Хоровое Общество, кто-то отдавал деньги на охрану природы, до сих пор вспоминают марки ДОСААФ, а уж про профсоюзные сборы и говорить не приходится. Членские марки честно несли свою нагрузку.
Теперь их практически не осталось. Их время ушло. Учёт и контроль сборов сейчас осуществляется более современными и простыми средствами. Правда, остались ещё членские билеты...