От автора: "Пожалуй, это одна из лучших статей, которые удалось написать. Первая мировая - это разлом европейской цивилизации и марки неожиданно прекрасно отразили это..."
>>>
В этой короткой заметке речь пойдет о серии интересных советских фискальных марок, которые были приобретены автором в составе небольшой коллекции в начале 90-х годов. Это т.н. зрелищные марки. >>>
В наших коллекциях как-то не принято выделять отдельную тему под названием «Курортный отдых и лечение». Удивительное дело, но на эту тему крайне мало рекламных, видовых марок. Лишь изредка в какой-нибудь серии промелькнёт приморский вид.
Между тем, как ни странно, марок, связанных с курортными местами, все-таки выпущено немало. Но почти все они – фискальные. Курорты – место для траты денег, а посему не грех и казне здесь поживиться.
В царской России слово «курорт» отнюдь не означало «юга», как это имело быть уже в советское время. Отнюдь! Путешествие на юг было делом не простым. К примеру, чтобы добраться до Ялты приходилось из столицы несколько суток трястись до Одессы, затем садиться на частный пароход или парусник и добираться, скажем, до Севастополя. А там до Ялты и рукой подать – на арбе за полдня доберётесь.
Поэтому из Петербурга часто ехали отдыхать в Прибалтику или ... на Белое море. Да-да, не удивляйтесь, берег Белого моря в те далёкие годы считался вполне курортным местом. А что холодно – не беда: на берегу ставили огромные деревянные ванны, куда подливали горячую воду. Хватало и мест отдыха в центре страны – были вполне популярны лечебницы, скажем, в Старой Руссе или Липецке.
Но вернёмся к маркам. Итак, раздел «ревенью» представляет нам целый перечень различных курортных марок. Что это были за марки, зачем и как они использовались?
Начнём с местных нужд. Само по себе устройство курорта – дело хлопотное. Нужна санитария. Нужен приятный вид местности. Нужны сооружения. Нужен уход за прибрежной зоной. Наконец, просто нужны люди, заботой которых было бы курортное обустройство. Для всего этого необходим бюджет. Вот здесь-то и возникает понятие «курортный сбор», которое, кстати, существует по сей день. () Взимался и взимается он по-разному, где-то при пересечении границы, где-то при регистрации, где-то в момент оплаты проживания. Но в любом случае курортный сбор взимается с новоприбывших, то есть – курортников. Именно их кошельки пополняли муниципальный (а со временем и центральный) бюджет. ()
Вот как пример – вырезка, где курортная марка соседствует с прописочной. () Всё правильно, в момент прописки помимо прописочного сбора был взыскан и курортный. Сравните-ка номиналы, 10 коп. – за прописку и целых 2 рубля – за курорт. Недёшев был отдых, ох не дёшев.
Вот еще один пример: известное курортное местечко Алушта, прописная марка в 1 рубль, 1917 год. () Скорее всего, сюда также включен курортный сбор, потому как в серии два достаточно крупных номинала (50 коп. и 1р.). Надо отметить, что Алушта, бывшая раньше небольшой татарской деревенькой, стала курортом лишь на рубеже 19-го и 20-го веков, благодаря серьёзным усилиям местной муниципии, сообразившей, что грешно упускать такой климат и прекрасное море.
Несколько иная ситуация была в бальнеологических курортах Юга России и Кавказа. Эти курорты славились, во-первых, минеральной водой, а во-вторых, целебными грязями. Так или иначе, к воде доступ был бесплатен, но жемчужные, радоновые и грязевые ванны сам бог велел обложить каким-нибудь сбором. Коллекционеры располагают несколькими сериями фискальных марок для оплаты ванн в своих коллекциях. В первую очередь, конечно, отличился Кисловодск – основной лечебный курорт Кавказа. Известно аж целых пять выпусков таких марок с аббревиатурами У.К.М.В. и К.М.В. () Автор данной заметки располагает уникальным документом, свидетельствующим о том как применялись эти марки. Перед нами больничная книжка. Наклеенные на страницу марки в какой-то степени отражали число принятых процедур. ()
То есть, если обычные курортные марки попадали в документы, то марки оплаты ванн, будучи обычными учетными марками, клеились в менее официальные бумаги.
Сами марки К.М.В. отнюдь не редки, однако собрать полные серии (а это до 11 марок) невероятно тяжело. ()
Помимо Кисловодска марку для оплаты ванн выпускали Петровский курорт г.Липецк и Перкупские минеральные воды (ныне город Горячий Ключ)().
Помимо марок для оплаты ванн Кисловодск имеет на счету несколько марок курортного (1926-1928гг.) и санитарного (1915г.) сбора. По всей видимости, марками К.М.В. пользовались и другие города края минеральных вод на Кавказе (Ессентуки, Железноводск, Пятигорск), так своих особенных марок эти города не выпускали.
Теперь обратимся к куда менее тёплому краю. Балтийское море. Здесь между собой конкурировали две курортные зоны: район Сестрорецкого курорта и побережье нынешних прибалтийских стран. Вот как, к примеру, описывали курорты «Биржевые ведомости» в 1865г. (ссылка на ж-л «Деньги»): «"Меррекюль — деревня на берегу Нарвского залива, на эстлянской территории... В Меррекюле 10 крестьянских дворов, составляющих часть имения Лагино, владельцем которого (В. Е. Гентом) на принадлежащей ему земле выстроено до 28 небольших, но очень опрятных и удобных для жилья дач, преимущественно в швейцарском вкусе. Берег моря, более плоский к северу, с южной стороны состоит из небольших обрывистых утесов и не лишен живописности. Песчаный грунт здешнего приморья и значительный прибой волн даже при небольшом ветре с залива напоминают собою лучшие из заграничных морских купаний и составляют главную приманку этого уголка. Сюда съезжаются ежегодно на время купанья, которое начинается около Иванова дня, до 50 семейств. Для желающих пользоваться теплыми ваннами из морской воды устроены особые помещения. Из посетителей купален одна часть размещается в дачах владельца имения, другая — по крестьянским домам. Наемная за эти помещения плата с необходимою домашнею мебелью и дровами составляет от 60 р. (в крестьянских домах) до 300 р. (в дачах владельца). Нынешним летом насчитывалось здесь до 60 семейств, прибывших из С.-Петербурга, Москвы, Нарвы, Дерпта, Новгорода, Павловска, Царского Села и даже Ревеля, где есть свое купанье.»
Фискальные курортные марки отражают интересную специфику прибалтийцев. Вот марка нынешнего города Балдоне (Латвия), на ней мы читаем: «Сбор на содержание полиции в купальном месте Бальдон Курляндск. губ». Марка рижского взморья (ныне Юрмала): «Сбор на содержание полиции в Рижск. куп. местах». () Марка Эстонии: «Сбор на содержание полиции в купальных местах Эстляндск. Губ.». () Замечена особенность, уважаемый читатель? Везде мы имеем дело, фактически, с полицейским (паспортным) сбором в качестве курортного сбора. () Возможно, это наследие немецкой бюрократии, правившей Прибалтикой до россиян. А, возможно, просто особая специфика внутреннего бюджетирования, сделавшая непривлекательным обычный местный курортный сбор. Как свидетельствуют документы, эти марки применялись подобно паспортным и прописочным, то есть вклеивались в паспорта и удостоверяющие личность документы. ()
Однако что касается курортов Прибалтики, то известно минимум одно исключение: так в 1891 и 1893 гг. в небольшом литовском городке Друскеники (Друскининкай) были выпущены марки курортного сбора с надписью «Друскеникская санитарн. комис.», хотя здесь мы имеем случай весьма удаленный от побережья. ()
На другой стороне Балтики располагалась дачно-курортная зона пригородов С-Петербурга. Но, к сожалению, здесь нас ждет разочарование. Соседство такого центра как столица С-Петербург, привело к тому, что выпускать какие-либо особые марки для местных сборов не стали – вполне хватало столичного фискального аппарата с его полицейскими, прописочными, паспортными и адресного сбора марками. Единственный марочный артифакт того же Сестрорецка – это надпечатка «Сестрорецкий курорт» на больничных марках С-Петербурга, которая, по-видимому, является недавним новоделом. ()
В заключение описания курортных марок следует упомянуть интереснейшие марки Липецкого курорта – серию 1916 года «На противогазы нашим героям». Несмотря на то, что это классический выпуск благотворительной «милитарии» времен Первой Мировой Войны, он вполне может быть упомянут в обзоре. Его особенность – указание дня сбора и свободное место для числа даты, что говорит о достаточно серьёзном подходе и надеждам организаторов на регулярность данного сбора. ()
Итак, мы видим, что фискальные курортные марки были сразу нескольких видов. Это сам курортный сбор сам по себе (как вид местного сбора), сбор за оплату ванн и сбор за содержание полиции в курортных местах. Помимо этого, сюда можно приписать и санитарный сбор этих мест.
В коллекцию курортных марок можно также добавить: а) видовые марки информационно-рекламного характера (); б) благотворительные марки курортов; в) рекламные марки лечебных грязей, минеральных вод и купален (); г) облатки, связанные с курортами ().
В целом, можно сказать что российские курорты не слишком охотно прибегали выпуску собственных фискальных марок. Видимо хватало вполне и иных способов взимания денег с приезжих и отдыхающих. Ведь недаром россияне не раз метко подмечали, что отдохнуть на европейских курортах выходит дешевле, чем на отечественных. Даем слово «Московским Вестям» 25 мая 1908 года: «Никогда, ни в один из последних годов, в Москве не наблюдалось такой массовой тяги за границу, как теперь. Столичные обыватели даже в годы треволнений, которые не так давно пережила Москва, не бежали за границу в таком огромном количестве. Канцелярия генерал-губернатора, выдающая заграничные паспорта, осаждается тысячами лиц. Такая тяга за границу объясняется вовсе не недоверием к нашим дачным «монрепо»: после октябрьских смут больший круг лиц узнал, что за границу ездить значительно дешевле, чем на наши отечественные курорты.»
Такое мнение наших сограждан не редкость и поныне.